Харбин во время русско-японской войны был центром госпиталей, как военных, так и Красного Креста, дворянской земской и других организаций.

Из действующих армий больные и тяжело раненые, которые не могли выдержать дальнейшую эвакуацию ни в Россию, ни в Никольск и Хабаровск, доставлялись в эти госпиталя. Естественно в харбинских госпиталях было наибольшее число смертных случаев. Умершие воины предавались земле на городском кладбище, которое очень быстро переполнилось, поэтому городом было отведено место для нового городского кладбища, расположенного по этой дороге, в расстоянии 4,5 км.

Однако вскоре и на новом городском кладбище, на участке, отведенном для погребения воинских чинов, было погребено более 2,5 тысяч человек, и тогда было открыто специальное военное кладбище за госпитальным городком.

Умирало до 40 человек в день. Зимой в Харбине земля промерзала более чем на два аршина (1,5 метра), и приходилось заготовлять могилы с осени и в большинстве случаев, так называемые братские, то есть общую могилу для нескольких умерших. Командующий войсками дальнего Востока, желая почтить память усопших воинов, приказал кладбище привести в порядок. Кладбище было обнесено изгородью их столбов с протянутой в четыре ряда проволокой. При въезде, установлены деревянные, ажурной работы, ворота, с врезанной в верхней части иконой и массивным позолоченным крестом наверху.

Все могилы были приведены в должный порядок, кресты окрашены масляной краской, и на каждом прибиты жестяная дощечка с именем и фамилией погребённого. Кладбище было обсажено деревьями, внутри на территории были разбиты дорожки.

От главных ворот шла широкая главная аллея, разделяющая кладбище как бы на две половины.

При в ходе в эту аллею, внимание привлекал грандиозный памятник, поставленный на братской могиле. Памятник представлял ряд набросанных одна на другую гранитных глыб, увенчанных массивным, вытесанным из цельного куска гранита, крестом около 1,5 метров вышиной.

Фундаментом памятнику служила такая же восьмиугольная площадка, выложенная мелким гранитом.

В центре глыбы была высечена чёрная надпись: «Братская могила воинов, жизнь свою положивших за Веру, Царя и Отечество в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.».

Фундамент памятника был сделан такой величины, чтобы он прикрывал собою всю братскую могилу. Памятник был сооружён по проекту и под личным наблюдением генерал-майора С.А. Добронравова.